Николай Павлович Лой - создатель и первый директор художественной школы города Норильска. Живописец, Заслуженный художник России, Народный художник Российской Федерации, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.
«Енисей», №4, 1971г.
Все оттенки чистых и сильных красок Арктики «гостят» в Красноярске. Здесь открылась выставка картин норильского художника Николая Лоя, подводящая итог его двадцатилетней творческой деятельности. Кажется, нет в Арктике таких мест, где бы не побывал художник. Это подтверждают названия его работ: «Руда Талнаха», «Остров Преображения», «Вертодром на Диксоне», «У подножия горы Шмидта». (Корр. ТАСС).
ВЫСТАВКА РАБОТ НОРИЛЬСКОГО — ХУДОЖНИКА
«Заполярная правда», 2 декабря 1965г.
Сегодня в музыкальной школе открывается выставка работ кандидата в члены Союза художников СССР Н. П. Лоя «За 69-й параллелью». Начало в 19 час.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
«Заполярная правда», 21 декабря 1969г.
Из Москвы получено сообщение: в редакции газеты «Советская культура» открылась выставка норильского художника Н. П. Лоя. Работы, представленные на выставке «Широка страна моя родная» недавно экспонировались в нашем Дворце культуры.
«Красноярский комсомолец», 13 ноября 1971г.
4 ноября в выставочных залах Красноярского Дома художника открылась отчетная выставка члена Союза художников СССР Николая ЛОЯ.
Искусство Лоя описаниям не поддается — нужно видеть творчество этого пленительного мастера. Десятки советских журналов печатали репродукции его работ, но несравненно большую радость испытываешь при встрече с подлинниками, каждый из которых – самобытен.
Сам Николай Павлович не склонен относить написанное к тому или иному стилю; многообразие профессиональных приемов живописи, постоянный поиск новых — вот кредо норильского пейзажиста, которому он не изменяет.
«Заполярная правда», 26 июля 1967г.
20 июля открылась выставка «Сибирь социалистическая», посвященная 50-летию нашей Родины. Мастера резца и кисти готовились к ней три года. Создано много значительных произведений живописи, скульптуры и других жанров и видов искусства. Выставочный комитет просмотрел более трех тысяч произведений. Отобрано на выставку 990 работ 370 авторов.
Выставка открылась в крупнейшем сибирском культурном центре — городе Омске, где еще на заре советской власти были созданы первые в Сибири художественный музей и художественное училище.
На выставке «Сибирь социалистическая» принимают участие художники Алтайского и Красноярского краев, Тувинской автономной республики, Иркутской, Томской, Кемеровской, Новосибирской и Омской областей. По числу участников первенство принадлежит красноярскому коллективу — 54 участника. Эта выставка — яркое свидетельство творческого роста художников Сибири. Многие опытные и молодые художники поставили перед собой серьезные творческие задачи и хорошо решили их, обогатив наше искусство новыми интересными произведениями. Так, барнаульский живописец Г. Бурунов написал картину «Сыны России», в которой попытался найти монолитное единство революционного народа и его вождя ~— Владимира Ильича Ленина. Темам гражданской войны и партизанского движения в Сибири посвятили свои работы иркутяне А. Алексеев, А. Гутерзон, И. Несынов и художник из Кемерово А. Кирчаков.
ПУСТЬ ЭТО СТАНЕТ ТРАДИЦИЕЙ
«Красноярский комсомолец», 17 февраля 1963г.
Нет, это была не юбилейная выставка, на которой художник подводит итоги своего пути в искусстве. Это был творческий отчет молодого художника-норильчанина Николая Лоя. Совсем недавно его приняли кандидатом в члены Союза художников СССР. Николай Лой —ищущий, дерзающий живописец. Его поиски не уходят в бездумные сферы абстракционизма, он ищет свои выразительные средства в богатстве красок самой природы.
Обсуждение работ Николая Лоя на днях состоялось в Доме художника. Первым на обсуждении выступил заслуженный художник РСФСР Борис Ряузов. Он отметил, что молодой живописец рассказывает о современном Севере современным языком. Своеобразие природы Севера — сделало своеобразной и живописную манеру Николая Лоя.
Иные художники, — говорит Б.Ряузов, напишут и электровозы и «ТУ-104», а современности в картинах нет. Нет трепета жизни. Лой умеет передавать этот трепет. Есть и недостатки в творчестве молодого художника. В картине «Май на Таймыре» не прописаны олени. Композиция этюда «Маяк» уж очень симметрична, наивна.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ПОДАРОК ТАЙМЫРУ»
«СОВЕТСКИЙ ТАЙМЫР», №73 (4280) вторник, 19 июня 1962года.
В малом зале окружного Дома культуры разместилась выставка картин норильских художников, которой дано название «Подарок Таймыру». Ежедневно здесь много посетителей всех возрастов и профессий. Их внимание привлекают картины северной природы, портреты, этюды, натюрморты. Представлены 63 художественные работы 12 авторов. Среди них художники – профессионалы Г.Н.Серебренников, А.С.Шульжинский, Г.К.Мангольдс, Г.А.Княжевский, В.А.Балдин, художники-любители Н.И.Мороз, И.М.Гула, В.П.Сумин, Г.Файзулин и другие.
Организатор выставки – художник-профессионал Николай Павлович Лой.
Дорогие друзья!
Поздравляем вас с днем города!
Желаем, чтобы каждый житель или гость нашего города был счастлив, жил в достатке и благополучии. Пусть у каждого будет своя прекрасная история, которая произошла на улочках любимого города. Мы — это наш город! А для нас Норильск – город детства!
На фотобаннерах города представлены творческие работы наших обучающихся.
«Красноярский рабочий», 29 июня 1963г.
З.Зорькина. г.Норильск
Картина «Голубая пурга» у норильского художника Николая Павловича Лоя только рождается. Это будет полотно, повествующее об удивительном крае, скованном ледяным дыханием Арктики, о людях, которые делают свое обычное дело, несмотря ни на сильный мороз, ни на безжалостный ветер.
Николай Павлович н сам не раз выходил навстречу пурге, многие видели его в мороз и метель с кистью в руке стоящим перед этюдником и зорко всматривающимся в краски неласковой северной природы.
Два года назад приехал в Норильск художник Лой. Приехал на месяц — два, но так и не смог уехать. Захватил его Север и не отпустил, как он это делает со многими людьми.
Вот картина «Высоковольтники». Столбы, по самые изоляторы погребенные в снегу, утонувшие в снегу провода… Но люди работают. Над их головами огненное, живое небо. И кажется, что эти парни — хозяева неба.
Норильские «Новые имена» вернулись из Суздаля вдохновленными.
Музыканты Лидия Боброва, Станислав Коломиец и художники Елизавета Швецова и Ирина Козлова провели две яркие на события недели в XXIX Международной летней творческой школе «Новые имена». Поездка в Суздаль была насыщена встречами с выдающимися деятелями культуры и искусства, мастер-классами от лучших педагогов страны, пленэрами и концертами. В экскурсионную программу участников творческой школы вошло посещение Суздальского кремля, признанного объектом культурного наследия федерального значения, Музея деревянного зодчества – комплекса под открытым небом, где собраны уникальные постройки XVII–XIX веков, и многих других достопримечательностей старинного русского города, входящего в Золотое кольцо.
Делясь впечатлениями от поездки, юный гитарист Станислав Коломиец отметил, что творческая школа превзошла все его ожидания: «В Суздале оказалось столько достопримечательностей, что просто не верилось глазам! Когда прогуливаешься по Суздалю, становится очень радостно и кажется, что ты не в городе, а в сказке. Еще мне очень понравились занятия, которые вел старший преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных Артем Владимирович Дервоед».
«Художник», № 11, 1966г.
И.Рубан
Молодой художник Николай Павлович Лой живет и работает в замечательном городе Норильске. Еще нестарые люди, коренные жители Норильска, помнят, как шли в тундру первые грузы с енисейского берега, как зимой и летом на вечной мерзлоте возводились заводы, строились первые дома и железная дорога…
Норильчане берегут как реликвию домик «нолевого пикета», с которого началось строительство города. Сейчас детище их — Норильск — крупнейший город Заполярья, гордящийся и сверкающими чистотой турбинными залами электростанций, и такими же, как в Черемушках, улицами, и собственными свежими овощами, и коровами-рекордистками.
Вот так, совсем незаметно, пролетели две прекрасные недели для наших юных дарований в Суздале!
Вчера, 1 июля, прошло торжественное закрытие I смены XXIX Международной летней творческой школы “Новые имена”. В этот же день была и итоговая выставка, где наши юные художники – Лиза и Ирина представили свои работы! Мы ждём ребят домой, где они обязательно поделятся своими впечатлениями! Они получили не только впечатления, но и дипломы о прохождении мастер – классов, а два наших педагога имели возможность в профессиональном сообществе обсудить самые актуальные вопросы системы дополнительного образования отрасли “культура”.
Уверены, что такой опыт обязательно даст новый творческий импульс всем участникам!
Участники творческой школы «Новые имена» в Суздале, не просто проходят летнюю творческую практику, но и обогащают свой мир новыми впечатлениями от посещения уникальных мест.
Козлова Ирина стала автором очерка о поездке и посещении Церкви Бориса и Глеба в Кидекше.
ПРАОТЕЦ СУЗДАЛЬСКОГО ЗОДЧЕСТВА (ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА В КИДЕКШЕ)
Россия – это не просто суровая страна-гигант, владеющая почти неограниченными природными ресурсами. Она обладает богатой событиями многовековой историей. По всей её площади разбросаны то там, то тут бесчисленные памятники великой русской культуры. Она привлекает внимание и поражает своим разнообразием, особым шармом многих иностранных туристов. Подобный восторг и удивление мы, россияне, можем испытать, встретившись лицом к лицу с экзотической культурой Востока или «прогрессивного» Запада, его необычных формах, цветах, современной музыке и искусстве.
Очерк Швецовой Елизаветы о поездке в творческую школу “Новые имена” (г.Суздаль)
В КИДЕКШЕ
Мы в Кидекше. Входим на территорию бывшего Борисоглебского монастыря. Колокольня, два храма, ограда. Ансамбль окружён невысокой стеной с прорезными окошками, с южной стороны есть красивые Святые врата. От бровки высокого холма, на котором располагается упразднённая столетия назад обитель, открываются потрясающие виды на окрестности, пойму реки Нерль.
Войдём. В центре территории расположена Борисоглебская церковь, которая построена в 1152 году по приказу князя Юрия Долгорукого. Это один из двух первых храмов, которые ознаменовали рождение Владимиро-Суздальской школы белокаменного зодчества. Сегодня от её стильного внешнего облика остались лишь воспоминания, она пострадала от обрушения и была отреставрирована абы как. Но и сейчас уважение вызывают известняковые квадры кладки и скромный декор из арочек.
«Красноярский рабочий»
Первую свою практику Николай Лой Провел в Карпатах. С этюдником бродил он по Черногорью. Подолгу глядел с вершин гор, как плыли под ним облака, Бурный Черемош стремительно нес плоты по пенным волнам. Бесстрашные люди в расшитых куртках, умело орудуя баграми и веслами, проносили тысячи бревен через пороги…
Картины студента Лоя «Черные горы», «Ели в Карпатах» имели успех на выставке. Его поздравляли… Потом была Волга — величавая, раздольная. Одинокий утес, где, если верить молве, стоял Степан Разин и думал о счастье народном. Свою новую работу Лой назвал «Есть на Волге утес…». Так тесно переплелись в творчестве молодого художника тема родной природы и героическая тема, мечта о подвиге.
Ура!!! Мы победили в конкурсе долгосрочных социальных проектов программы “Основной ресурс” в 2021 году Специализированного фонда управления целевыми капиталами приоритетных социальных направлений “Наш Норильск” 👍
🎨 В рамках проекта «ART подготовка» на базе нашей школы будет создан образовательный центр для преподавателей-художников региона!!!
#Культура24
#гордимсянорильскойкультурой
#нашнорильск
#основнойресурс