Лой 2

Николай Павлович Лой - создатель и первый директор художественной школы города Норильска. Живописец, Заслуженный художник России, Народный художник Российской Федерации, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.

Архивы

logo_ALL_culture_RGB
Культура_для_школьников

busgovru
busgovru

Форма обратной связи

Решаем вместе

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Новые имена

206655962_1090984961311091_1200127152677220295_nУчастники творческой школы «Новые имена» в Суздале, не просто проходят летнюю творческую практику, но и обогащают свой мир новыми впечатлениями от посещения уникальных мест.

Козлова Ирина стала автором очерка о поездке и посещении Церкви Бориса и Глеба в Кидекше.

ПРАОТЕЦ СУЗДАЛЬСКОГО ЗОДЧЕСТВА (ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА В КИДЕКШЕ)

Россия – это не просто суровая страна-гигант, владеющая почти неограниченными природными ресурсами. Она обладает богатой событиями многовековой историей. По всей её площади разбросаны то там, то тут бесчисленные памятники великой русской культуры. Она привлекает внимание и поражает своим разнообразием, особым шармом многих иностранных туристов. Подобный восторг и удивление мы, россияне, можем испытать, встретившись лицом к лицу с экзотической культурой Востока или «прогрессивного» Запада, его необычных формах, цветах, современной музыке и искусстве.

Когда мы упоминаем определённую страну, то на ум сразу приходят монументальные образы архитектуры. Для России в этом смысле характерны церкви, соборы и другие культовые сооружения, потому что Православие – неотъемлемая часть русской культуры и истории. В связи с этим, я призываю Вас, дорогой читатель, уважительно относится к прошлому своей Родины и ценить старинное искусство и архитектуру, как отражение определённой давней эпохи, пускай и бесхитростной, но дышащей минувшей жизнью, ставшей базой для нашего развития в великую державу.

Суздаль в историческом и культурном контексте – уникальное место, знаменитое своими золотыми, медными, деревянными куполами и белоснежными фасадами множества церквей. Многие из них очень старые. Историки архитектуры даже выделили особый период – Владимиро-Суздальский. Связано это с тем, что в XI-XII веках Владимиро-Суздальское княжество постепенно стало культурным центром страны, диктовала соседним княжествам свои взгляды на каноны красоты, в особенности в архитектуре.

Древние памятники Суздаля уникальны тем, что, во-первых, продолжили традицию Византии, для памятников которой характерен минимализм в деталях отделки внешних фасадов, и, наоборот, богатство внутреннего убранства. Во-вторых, можно заметить заимствование положительного опыта западноевропейских коллег. Ярким примером этого стало использование в зодчестве белого камня, или, по-простому, известняка. Он стал для наших строителей достойной заменой дорогому, дефицитному на Руси мрамору, который приходилось бы возить из-за моря.

Одной из первых белокаменных построек на землях Владимиро-Суздальского княжества является Борисоглебская церковь. Она находится в 4 километрах к Востоку от Суздаля в скромном селе под необычным для современного слуха – Кидекша, что по одной из версий означает покидать. Но в слове есть древнее слово «кша», обозначающее вода, что говорит в пользу другой версии, что это древнее финно-угорское название.

Войдём на территорию бывшего Борисоглебского монастыря через невысокие врата в его ограде. Неказистая церковь в центре с «подпирающим» её огромным деревом сразу бросится в глаза. На самом деле перед нами один из двух самых древних храмов Владимиро-Суздальской школы зодчества (второй находится в Переславле-Залесском).

Подойдём к нему, обойдём вокруг, бросим взгляд на окрестности. Этот храм был возведён в Кидекше в 1152 году по приказу Юрия Долгорукого неподалёку от стрелки двух рек: Нерли и Каменки, что делало резиденцию стратегически важным объектом, поскольку князю было удобно контролировать речной торговый путь из Суздаля. Кроме того, отдалённое расположение от города говорит и о том, что князь опасался возможных народных бунтов. Будучи на расстоянии от разъярённой толпы, он смог бы подготовиться дать отпор или же укрыться в окрестных лесах. Другое объяснение расположению резиденции даёт освящение собора и старинное предание, согласно которому первые русские святые, князья Борис Муромский и Глеб Ростовский отправились в путь, чтобы проведать своего престарелого отца Великого князя Киевского Владимира Святого и встретились на середине пути на том самом месте, где стоит храм, названный в их честь.

Забавен тот факт, что Юрий Долгорукий выбрал в качестве строительного материала белый камень. Это было сделано неспроста. Он хотел выделится на фоне других русских князей. Для Руси XII века это было интересным нововведением, потому что церкви в те годы преимущественно строились из брёвен хвойных пород дерева, таких как ель, сосна, лиственница или из дуба. Лишь в самых богатых городах, Киеве, Новгороде, появились каменные храмы, сложенные из керамического кирпича – плинфы. Сам белоснежный цвет новых церквей Юрия Долгорукого ассоциировался с его мощью – государственной и идеологической, ведь из такого же по цвету камня строили в Византии (из мрамора).

Для того времени строительство зданий из подобного материала требовало особых навыков и мастерства. Поэтому князь для реализации своей идеи наверняка пригласил специалистов из-за рубежа или отправил местных учиться в Европу. Романские черты чётко прослеживаются в его архитектуре. Храм с внешней и внутренней стороны состоит из крупных монолитных блоков известняка (квадров), хорошо обработанных. Между ними засыпан битый камень и всё залито известняковым раствором. Стены отделаны скромным декором ил лёгких арочек. Привычного колончатого пояса ещё нет.

В плане церковь представляет собой квадрат с 4 столбами внутри. Наружу выступают три полукруглые абсиды. Внутри интерьер поначалу был без росписей, имелся каменный иконостас, а в центре устроено возвышение для епископа. Храм расписали позже, при князе Всеволоде Большое гнездо. Сегодня фрески почти целиком утрачены и стены храма мы видим почти в первозданном виде. Многих привлечёт внимание, что пол ныне почти на метр выше изначального. Сегодня в интерьере музей. Зайдя, турист может познакомиться с тем, как зарождалось направление белокаменного зодчества на Руси, а заодно и увидеть реконструкцию внешнего облика этого прекрасного памятника.

После смерти Юрия Долгорукого Кидекша утрачивает свое значение. Сын князя – Андрей Боголюбский даже столицу перенёс из Суздаля во Владимир, а себе построил белокаменный замок в его пригороде – Боголюбово. Наверное, именно такой хотел возвести в Кидекше его отец. От былого великолепия храма мало что осталось. Церковь пережила нашествие Батыя, пожары и обрушения. Сегодня она предстаёт нашему взору с чудовищными искажениями. Почти половина храма с востока обрушилась, вместо пропорциональной крупной шлемовидной главы сегодня кое-как отреставрированный в XVIII веке храм венчает маленькая неказистая главка, стены пробиты уродливыми крупными окнами, сменившими изящные щелевидные.

Но, несмотря даже на некоторую комичность современного облика церкви, она остаётся монументальным, даже реликтовым памятником русского зодчества. Былой дух сохранился в Кидекше. Многие туристы отмечают особую атмосферу этого места, то спокойствие, силу и красоту, что дарит им Суздальская земля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Год семьи

домик

СП

Адрес учреждения

663319, Российская Федерация,
Красноярский край,
г. Норильск
ул. Комсомольская, д. 52-А
Телефон: 8 (3919) 463025,
Факс: (3919) 46-30-27
E-mail: art-norilsk@mail.ru

000_обложка

аккаунты_2

Календарь


« Апрель 2024 »
Mo Tu We Th Fr Sa Su
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

 

Посетителей онлайн – 10:
Пользователей – 1
Гостей – 9

Максимальное количество посещений – 2023-09-17:
Всего посетителей – 23769:
Пользователей – 54
Гостей – 23715

Link1 | Link2 | Link3

Copyright © 2024. All Rights Reserved.

Verification: 6abcf918005b655ac10f4db980e3d5d2