Николай Павлович Лой - создатель и первый директор художественной школы города Норильска. Живописец, Заслуженный художник России, Народный художник Российской Федерации, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.
МБУ ДО «Норильская детская художественная школа
имени Николая Павловича Лоя»
Результаты вступительных испытаний по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам
«Живопись» и «Дизайн» будут объявлены
28 апреля 2021г.
а также по дополнительным общеразвивающим образовательным программам: «Творчество» 4 года, «Профиль» 2 года и «Искусство» 1 год (зачисление по дате и времени подачи ЗАЯВЛЕНИЕ)
Телефоны для справок: 46-30-25 – Секретарь (Елизавета Владимировна); 46-30-24 – Завуч (Наталья Геннадиевна)
ПАЛИТРА И КОМПАС.
«Известия», 21 декабря 1968г.
С.МОРОЗОВ, спец. корр. «Известий»
Едва познакомившись с норильским художником Николаем Павловичем Лоем, я начал делиться впечатлениями, отнюдь не связанными с живописью. Подумать только, что произошло вчера! Третьи сутки ожидал я в Снежногорске воздушную оказию, чтобы возвратиться в Норильск со стройки Хантайской ГЭС. Наконец появился «проходной» вертолет из Игарки. Помчался я из гостиницы в аэропорт километров за десять и… опоздал. Гляжу из автобуса: воздушный корабль уже высоту набирает. Но тут свершилось чудо. Глазам не верю: опускается вертолет на шоссе и вместительная кабина его распахивается предо мною…
Выслушав мои восторги, Лой сказал:
– А иначе и нельзя на Севере. Коли люди не помогут друг другу, им с природой век не совладать…
И мы заговорили о Взаимном Доброжелательстве, – неписаном законе всех, кто живет и трудится в Заполярье. К слову пришлось, помянули добром Игоря Павловича Рубана, общего нашего друга, художника и первопроходца.. Не молод, за полсотни ему, облазил на своем веку и Арктику и Антарктиду, а все не может успокоиться. Опять на дрейфующую станцию улетел, на СП. Время, говорит, самое подходящее, чтобы писать «серую зарю», запечатлевать стынущими красками на промороженном холсте оттенки горизонта, покинутого солнцем.
ПОДАРИ СЕРДЦЕ АРКТИКЕ.
«Искусство», ноябрь 1970г. Москва.
КАРТИНЫ И СУДЬБА НИКОЛАЯ ЛОЯ.
Анатолий Елкин.
Кто знает, как повернется завтра твоя судьба…
В 1960 году выпускнику Харьковского художественного института Николаю Лою предложили:
— Есть интереснейшая работа. Не хотите ли оформить спортзал и плавательный бассейн за 69-й параллелью?
— Где? — переспросил ошарашенный Николай.
— За 69-й параллелью… В Норильске…
В голове его пронеслось тогда сразу все: Амундсен и Седов, Брусилов и Нансен, Урванцев и Ушаков, «Святая Анна» и «Геркулес», седовцы и «Сибиряков», все имена, судьбы, названия, то что он знал из книг и фильмов и которые почему-то казались ему «удивительной сказкой, увидеть которую посчастливится только избранным».
Читать далее
ЦВЕТА ЗАПОЛЯРЬЯ.
«Красноярский рабочий», № 288 (15841), 8 декабря 1971г.
И. ДАВЫДЕНКО
Очень многие любители изобразительного искусства краевого центра уже побывали в залах Дома художника на отчетной выставке живописи и графики норильского художника Николая Павловича Лоя. Эта выставка — своеобразный итог его более чем десятилетней работы за 69-й параллелью. Здесь представлено около ста произведений, созданных главным образом на темы Крайнего Севера.
Первое, что обращает на себя внимание при знакомстве с творчеством Лоя, — свежесть красок. Его многие полотна и акварельные листы отличаются повышенной цветностью, стремлением автора усилить декоративные качества цвета, сделать его более звучным. И это отнюдь не плод фантазии. Звучность цвета присуща краю, в котором живет и творит художник. Замечательно, что автор показывает Север не унылым, как он представляется многим, а во всей полноте его красок.
В Норильской детской художественной школе открылась выставка самого северного художника Николая Павловича Лоя.
Н.П. Лой – живописец, Заслуженный художник России, Народный художник Российской Федерации, педагог, общественный деятель, ветеран Великой Отечественой Войны.
В Норильск Лой приехал в 1960-е годы, после окончания Харьковского государственного художественного института, для оформления спортзала и плавательного бассейна. Командировка растянулась на 20 лет. Суровое величие природы, самоотверженный подвиг людей, преобразующих тундру, покорили Николая Павловича, он признавал, что именно Север определил его творческую судьбу.
Николай Павлович оказался одним из первых профессиональных художников Севера и активно включился в общественную жизнь города. Возглавил работу по художественному оформлению Норильска, его общественных зданий. Провел много выставок и порой в неожиданных местах – на полярных станциях и арктических ледоколах. По инициативе Николая Павловича появились изобразительные мастерские для взрослых и детей, школьные художественные галереи, городская картинная галерею. В 1966 году мастер открыл и возглавил Норильскую детскую художественную школу.
Выставка «Самый северный художник» посвящена двум событиям – присвоению школе имени ее основателя художника Н.П. Лоя и принятие в дар работ мастера, переданных средней школой №17 г. Норильска, на базе которой в 1974 году была открыта детская художественная галерея. Коллекция школьной галереи насчитывала 32 работы Лоя, из них 12 произведений передали Норильской детской художественной школе. Эти работы представлены на экспозиции.
Картины объединяет основная тема творчества Н.П. Лоя – Север. Когда-то газета «Заполярная Правда» написала, что у Лоя есть моральное право говорить о северной земле как о своей. Действительно, художник прошел испытание Севером, работая при ослепляющем снеге, в обжигающую пургу и сильный мороз, когда стыли не только руки, но морозоустойчивые растворители красок. С картинами связаны многолетние трудные поездки – на собачих и олених упряжках, самолетах ледовой разведки и атомном ледоколе «Ленин» Лой побывал во всех уголках Таймыра, на Северной и Новой Землях, Земле Франца-Иосифа, островах моря Лаптевых.
Имея возможность сравнить природу южную и северную, Лой отмечал, что южная природа допускает повторения, а северная никогда. Север – это не белая пустыня, не страна безмолвия. Красота Севера объемная, выразительная, маштабная, такая, что палитра художника иногда бывает беспомощной ее выразить. В тоже время – это красота рефлексов, необыкновенно нежных и тонких переходов, которые возможно передать только оттенками оттенков. Мастер говорил: «Север удивителен тем, что неожиданно предлагает художественную задачу, которую уже испытанными средствами не решишь». Каждый пейзаж – это поиск. Выставка дает возможность познакомиться с реализацией этих поисков. Увидеть Север, написанный не кистью, а сердцем художника Лоя.
На экспозиции представлены личные вещи мастера: мольберт и этюдник, фотографии и альбомы газетных статей из семейного архива, переданные школе родственниками Н.П.Лоя.
Выставка состоялась при поддержке Управления общего и дошкольного образования и Управления по делам культуры и искусства Администрации города Норильска.