Николай Павлович Лой - создатель и первый директор художественной школы города Норильска. Живописец, Заслуженный художник России, Народный художник Российской Федерации, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.
Ю. Лесохин, В. Метревели. Норильск-Красноярск-Москва.
«Советская культура», 8 мая 1969г.
Бригада ЦК ВЛКСМ и «СК» в Норильске
Николай Лой в мастерской. Фото А.Фомина
Смысл узнанного понаслышке меняется с годами и расстояниями. Пересекая Полярный круг, мы все еще полагали, что «серый, как тундра» – очень удачное сравнение, а слова «заболеть Севером» – всего лишь метафора выдумщиков-поэтов. Теперь мы знаем, как властно и пленительно входит Север в человека.
Перед нами маленький писанный маслом этюд. Далекое дымное солнце, лед, похожий на окаменевший цветной туман, и… тишина. Гордая, отчужденная, она каким-то неведомым способом приоткрывает состояние души человека планеты холода, его бесстрашие и надежду. Это работа художника Николая Лоя «Солнце в тумане»…
Его холсты, пусть судят специалисты-искусствоведы. А мы поведем речь о другом: о месте художника в Норильске. Помните, в одном из писем рассказывалось о Юрии Бубнове, оформляющем норильские кафе, магазины, рестораны. Бубнов – прикладник. Но в заполярном городе немало и живописцев, и графиков. И тут снова мы должны говорить о Николае Павловиче Лое. И не оттого вовсе, что он председатель художественного совета Норильска. Дело не в должности, а в гражданском лице художника, его активной причастности ко всем граням культурной и общественной жизни города.
Работает он много и интересно. Объездил Таймыр, плавал в Ледовитом океане, кочевал с нганасанами, Жил на полярных станциях… Чем дальше – ярче, выпуклее проступал характер неуемного бродяги-художника, навсегда «заболевшего Севером», Тому почти девять лет, как приехал он из Харькова в Норильск. Приехал на время – поработать. И остался.
В Норильске он стал членом Союза художников. В Норильске его приняли в партию. И, наконец, новый знак доверия – избрали депутатом горсовета.
Сегодня проблем у норильских художников немало. Цехам комбината нужны оформители. Архитекторы требуют монументальной живописи, мозаики, витражей. Гости города – сувениров. Прибавьте к этому оформление, магазинов и кафе, уличных киосков и щитов дли афиш, рекламу и наглядную агитацию – с них за все спрос.
Правда, художников в Норильске много – без малого сотня. Казалось бы, целая армия, но… «солдаты» ее месяцами не встречаются: у комбината – свой оформительский цех, у торговли – свои… Словом, нет своего руководства у этой армии.
Отсюда неурядицы. Заказы – их число все растет – распределяются наобум: оформитель часто рисует портреты передовиков, а портретист проектирует книжные киоски. Страдают от этого город, лицо его улиц и эстетическое воспитание людей в конечном итоге. А художники? Лишенные единой организации, творческого общения, они теряют очень многое. Долго ли так превратится в унылого ремесленника?
Но как же быть? Отделение Союза художников создать нельзя: членов союза в Норильске только трое…
– Городу нужна мастерская Художественного фонда – говорит Николай Павлович, – но…
А за «но» вот что скрывается. Четыре года назад такая мастерская существовала, но, поскольку входившим в нее художникам не полагалось полярных надбавок к заработку, дело развалилось… Сегодня-то художники понимают, чего лишились! Но к просьбам открыть мастерскую вновь краевое отделение СХ РСФСР и дирекция худфондов относятся без всякого энтузиазма. Это отчасти понятно: случись второй раз закрывать, будет уже совсем великий конфуз.
Но это возражение – причем чисто эмоционального порядка – единственное. Проведя пол дня в беседах с руководителями Красноярского отделения Союза художников, других поводов против мы не услышали.
– Они требуют «полярки» и «коэффициент» – говорил нам председатель правления Юрий Павлович Ишханов – а это незаконно.
– Да ни чего, кроме мастерских, они не требуют, – пытаемся объяснить мы, как-то неловко становится: залезли в чужую епархию да еще вроде бы щеголяем осведомленностью…
Обращаемся к документам: их немало скопилось в здешних папках. Аргументировано высказывается «за открытие» горисполком, обязуется предоставить помещение и для мастерской, и для художественного салона. Ответственные лица комбината гарантируют загруженность мастерской. Еще письма, еще…
Выясняется, что о положении дел в Норильске в крае имеют крайне расплывчатое представление: за два года никто из руководителей Красноярского отделения СХ РСФСР в Норильске не был.
Уже в Москве мы получили протокол общего собрания норильских художников. Присутствовали на нем 65 человек. Вот несколько выдержек из их выступлений.
Г.СЕНИК: Я живу здесь семь лет и не помню ни одного собрания художников. Все разбросаны, распылены по предприятиям. Нам нужно выставляться, а многим художникам не под силу оформить выставку. Будет мастерская – и выставки будут!
С.АСЛАНЯН: От имени художников нашего цеха заявляю: нас девять, и мы согласны работать на любых условиях.
М.ИВАНОВ: В Норильске много недавних выпускников изостудии. Они работали, росли, а теперь предоставлены самим себе и остановились в росте. Фондовская мастерская – это их спасение!
Ю. КИСЕЛЕВ: Художественная мастерская – это культура города. Халтурщики перестанут позорить имя художника. Я согласен работать без «северных» и без «коэффициента».
Г.МИХАЙЛОВ: Нужно готовить выставку к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, а мы до сих пор разобщены. Кто этим будет заниматься?
Итак, точки над «и» поставлены. Теперь у Красноярского отделения СХ РСФСР есть все основания пойти навстречу норильским художникам!
ЦЕЛЬ наших заметок – рассказать о культурном облике города за Полярным кругом. Читатель, разумеется, понимает, что задача эта необъятная. Вот почему мы касаемся прежде всего проблем актуальных, но пока нерешенных, и – увы! – слишком мало пишем о том (а этого как раз неизмеримо больше!), что заслуживает всяческой похвалы. Мы заранее принимаем все упреки: да, и того-то не показали, и этого не отразили… Виноваты!
Но вот не сказать о деятельности норильского ТВ не можем. Потому что его коэффициент полезного действия и в сфере пропаганды, и в деле воспитания необычайно велик. Ведь на 150 тысяч жителей Норильска сегодня приходится 50 тысяч телевизоров. А это означает: каждый норильчанин – практически телезритель. Так стоит ли удивляться тому, что среди каналов информации ТВ здесь на первом месте. Оно «обошло» и газету, и радио – это подтверждено социологическим исследованием, проведенным Норильской телестудией. Кстати, эти исследования стали здесь традицией: благодаря им ТВ держит руку на пульсе общественной жизни, изучает свою аудиторию, ее вкусы и настроения.
В предыдущих письмах уже говорилось: телепередачи в Норильске начаты более десяти лет назад, до 1967 года местное ТВ было автономно, а в прошлом году начались регулярные передачи из Москвы по системе «Орбита».
Впрочем, вчерашняя мечта, став повседневностью, отразилась определенным образом на работе студии. Что же произошло? «Орбита» вытесняет передачи норильского ТВ. И поэтому родилась идея второй программы. Сегодня идея облеклась в плоть и кровь, стала делом практически решенным.
Но какой будет вторая программа норильского ТВ? Нам думается, именно здесь нынче главная тема для раздумий…
Будем откровенны: с этой проблемой связана и некая «частность». Весьма волнующая, она вызывает эмоциональные вопросы такого типа: «А мы творческие работники или нет? А раз творческие, то нам нужен стимул для творчества!». Речь идет о развитии в Норильске художественного телевизионного вещания. Короче, быть или не быть местным телепостановкам? Сразу поправимся: «не быть» – никто не говорит.
Сейчас на студии делают одну постановку в год. И считают, что это явно недостаточно. Потому что людям (даже за Полярным кругом!) надо творчески расти, им должно быть интересно работать. К тому же у норильского ТВ отличные перспективы развития. Значит, необходимо и впредь думать об укреплении коллектива способными людьми, и здесь роль творческого стимула трудно переоценить.
Далее. Проблема двухпрограммного ТВ в заполярном городе тесным образом связана с развитием кинопроизводства. Вдумайтесь: Норильск – мощный северный форпост страны, если хотите – гигантская экспериментальная площадка промышленного и культурно-бытового освоения Крайнего Севера. Просто необходимо, чтобы сложный, многогранный процесс этого освоения фиксировала кинопленка. Он неотъемлемая часть кино летописи эпохи.
Но пока что здесь не снимают и десятой доли того, что надо: слаба техническая база. А ведь потерянное сегодня не восполнить завтра! И совершенно правы руководители телестудии, ставя вопрос о строительстве кинокомплекса на 50 часов съемок в год, где был бы предусмотрен весь технологический цикл производства фильмов – вплоть до озвучивания и тиражирования.
Именно документальный фильм, кинопленка – вот основа второй программы норильского ТВ. Ведь это и сегодняшняя новость, и наш праздник, и рассказ о человеке в процессе его труда…
Мы только коснулись забот норильского ТВ – далекого, но не забытого, работающего в трудных условиях, но интересно, с выдумкой, поиском.
Тысячи факторов формируют облик города, его социально-культурный портрет. Но своим «лица необщим выраженьем» Норильск все же обязан не вечной мерзлоте и иной экзотике, а людям, их делам. К сожалению, рамки газетных корреспонденции не позволили нам рассказать о металлургах, строителях и шахтерах – рабочих парнях, что, плюнув на сорокаградусный мороз, за три часа до открытия образуют очередь у книжного магазина. Это ли не показатель уровня культуры? А ведь именно они творцы города, выросшего здесь, на планете холода. Да, «болезнь Севера» существует. Она выбирает тех, кто не прячет глаз и умеет вставать до рассвета. Таковы норильчане. И, прощаясь с ними, мы, люди с «материка», им чуть-чуть завидуем…
#юбилей_ндхш
#ндхш_лой
Добавить комментарий