Николай Павлович Лой - создатель и первый директор художественной школы города Норильска. Живописец, Заслуженный художник России, Народный художник Российской Федерации, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.
ПУСТЬ ЭТО СТАНЕТ ТРАДИЦИЕЙ
«Красноярский комсомолец», 17 февраля 1963г.
Нет, это была не юбилейная выставка, на которой художник подводит итоги своего пути в искусстве. Это был творческий отчет молодого художника-норильчанина Николая Лоя. Совсем недавно его приняли кандидатом в члены Союза художников СССР. Николай Лой —ищущий, дерзающий живописец. Его поиски не уходят в бездумные сферы абстракционизма, он ищет свои выразительные средства в богатстве красок самой природы.
Обсуждение работ Николая Лоя на днях состоялось в Доме художника. Первым на обсуждении выступил заслуженный художник РСФСР Борис Ряузов. Он отметил, что молодой живописец рассказывает о современном Севере современным языком. Своеобразие природы Севера — сделало своеобразной и живописную манеру Николая Лоя.
Иные художники, — говорит Б.Ряузов, напишут и электровозы и «ТУ-104», а современности в картинах нет. Нет трепета жизни. Лой умеет передавать этот трепет. Есть и недостатки в творчестве молодого художника. В картине «Май на Таймыре» не прописаны олени. Композиция этюда «Маяк» уж очень симметрична, наивна.
Тойво Рянелю — понравились диксоновские и хатангские этюды. В них чувствуется крепнувшее — мастерство Лоя.
Я считаю, что в условиях, в которых работает молодой художник, он сделал героическое дело, — закончил свое выступление Т.Рянель. — У художника нет мастерской. Норильчанам нужно позаботиться, чтобы создать художнику элементарные условия для творчества.
Евгений Кобытев считает, что этюды Николая Лоя — это уже зародыши картины. Они, как правило, найдены и в колорите, и композиционно. Но художнику нужно стараться, чтобы не только цвет, но и мазки, их направление и форма работали на замысел картины.
В некоторых этюдах ощущается приторность. Есть этюды не красивые, а красивенькие. Кобытев призвал молодого художника к большей требовательности.
На творческом обсуждении выступил рабочий-строитель Валентин Мальцев. Он сам пишет маслом в свободное время. Ему нравятся работы Лоя.
— Художник открыл мне Север, — говорит В. Мальцев.
Геологу Эрнесту Файтенбергу хотелось бы видеть Норильск не совсем таким, каким его изобразил Лой, а более индустриальным. В картины должен прийти город современных конструкций. Это совет геолога художнику. Хотя Э. Файтенберг замечает, что художник перестает быть художником, становясь рабом всяких советов.
С интересными, тонкими замечаниями выступили на обсуждении художники Михаил Гладунов и Яков Есилевич.
Хочется надеяться, что такие выставки-отчеты молодых станут у нас традицией. Когда художник по лон сил и творческих замыслов, большой разговор о его творчестве необходим.
У нас много интересных молодых художников. Почему бы следом за выставкой работ Лоя не устроить отчеты Владимира Зеленова, Виталия Левашова, Андрея Поздеева?
Зорий ЯХНИН
Н. Лой за работой. Фото Е.Лупашкова.
#юбилей_ндхш
#ндхш_лой
Добавить комментарий