Лой 2

Николай Павлович Лой - создатель и первый директор художественной школы города Норильска. Живописец, Заслуженный художник России, Народный художник Российской Федерации, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны.

Архивы

logo_ALL_culture_RGB
Культура_для_школьников

busgovru
busgovru

Форма обратной связи

Решаем вместе

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

НА ПОДСТУПАХ К ГЛАВНОЙ ТЕМЕ

20210309111550_00001НА ПОДСТУПАХ К ГЛАВНОЙ ТЕМЕ

«Заполярная правда», 14 декабря 1965г.

«За вечер мы совершили увлекательное путешествие по Таймыру».

Это отзыв норильчан о выставке кандидата в лены союза художников СССР Н. П. Лоя. 200 живописных и графических работ рассказывают о Севере наших дней. Норильск и его окрестности, Талнах, Диксон, Арктика — такова география экспозиции.

У Н. П. Лоя есть моральное право говорить о северной земле, как о своей. Желание создать искреннее произведение о Заполярье заставляет Н. П. Лоя ночевать в чумах колхозников оленеводов, бродить по берегам Енисея, отыскивать следы первых исследователей Таймыра. Он три раза выезжает на Диксон и арктические острова, наблюдает жизнь полярников, плавает вместе с экипажами ледоколов по Великому Ледовитому.

Нынешняя экспозиция — итог четырехлетнего пребывания на Севере. На суд зрителя вынесены и значительные живописные произведения, написанные в строго реалистической манере и те, что созданы на подступах к основным темам. Выставка дает полное представление о диапазоне увиденного и осмысленного художником. Лой — зрелый мастер колорита. Ему удается передать чрезвычайно сложные состояния в природе: и влажный воздух — «Моросит», им солнце, лучами которого пропитана вода, земля, береговой лед, — «Вечерний ковер», и игру красок морской воды от ярко-оранжевых до серо-зелёных, «Мыс Челюскина» и небо в алмазных сполохах. Чернильная глубина полярной ночи и свет бесконечного дня, жестокая зима и яркая летняя тундра, дикие экзотические уголки и современные жилые массивы запечатлены в северных этюдах — «Полыхает», «Солнце в тумане», «Тальник», «Город родной», «Дорога в тундру» и другие.

В полотнах «Метеостанция» и «Хатангские рыбаки» краски яркие, живые, в них просматривается эпическое начало. Волнует особое, будто отлитое из серебра, состояние природы, графичность рисунка.

В несложном сюжете «Маяк» художник достигает большого обобщения. Маяк воспринимается как символ победы над стихией. Величие дел человека передают живописные полотна «Диксон строится», _ «Северный поселок», «Новая жизнь». —Предметы, изображенные в картинах, отодвинуты вглубь. Четкие силуэты высвечены сквозь призму утреннего тумана. В этюдах «Полуночная тишина», «Северный порт» ! — умиротворенность и покой. Теплый и сочный колорит придает им радостное, жизнеутверждающее звучание. Впечатляет работа «На рейде». Художника привлекают задумчивые уголки Севера. Пейзаж «Весна на Ламе», сделан на красивых контрастах света низкого солнца и густых голубых теней. Май на севере не цветущий. Еще не тает снег, только слепит солнце, да с тихим шуршанием оседает снег. Это состояние передано в пейзаже «След человека».

Помимо лирических пейзажей, на выставке показаны и жанровые картины. С художественным тактом, в особой живописной среде выполнен этюд «ТЭЦ» — заводская громада будто растворяется в морозном воздухе.

Картина «У подножия горы Шмидта» экспонировалась на выставке, посвященной слету молодых строителей Сибири и Дальнего Востока в Красноярске, 1963 г. В хорошо найденном сочетании деталей лаконично передано -реальное состояние промышленного Норильска. Линейная графичность и острота рисунка придают очертаниям гор и заводских корпусов четкость, выпуклость. Художник не изображает традиционное состояние зимы — характерен победивший мартовский снег, излучающий гамму света от нежно-розового до голубого.

Писать Север трудно. Не всякому художнику под силу определить точку зрения на своеобразную палитру у Заполярья. Еще сложнее в пейзажах в таком, казалось бы, созерцательно-спокойном жанре. выразить чувство современности.

Работы художника Обретают подлинное общественное — звучание, гражданственность, если в них присутствует пусть не видимый, но действенный образ человека-преобразователя. А если художник своим отношением к миру разбудит у зрителя поток мыслей, заставит полюбить и небо, и землю, где живет. В этом – откровение художника, переходящая значимость его труда.

На наш взгляд, выставка Н. П. Лоя не в полном объеме отвечает этим критериям. Вот полотна — Талнах наших дней. Картина «Белые ночи», этюды «Хмурое Утро», «Хранители талнахской тайны» и другие не интересны по композиции и сюжету. Будни форпоста северной индустрии сложнее, противоречивее и богаче, чем на полотнах. Не решена тема Талнаха и в большом полотне «Первооткрыватели». Композиция в центре пространства на вершине холма или горы подсказанная поисками наиболее выгодной точки, контрастирует с фигурами геологов. Характеры которых обеднены. Страдают очевидными ошибками в рисунке. Та же неудача постигла и портрет бригадира проходчиков П. Л. Яновского. Значительное место в экспозиции занимают арктические работы. Здесь морские ледоколы и суда, гигантские торосы и ледники, заснеженные берега и картины быта полярников. Которые наблюдал Лой. Кажется, ничто не ускользнуло из поля зрения живописца. И все же работы не оставляют цельного, целенаправленного впечатления. Как и в этюдах о Талнахе, еще не выявлен угол зрения художника на те явления жизни, что станут содержанием его будущих произведений.

Художнику нужно тщательнее продумывать наименования работ. Нынче добрая половина подписей уводит от конкретного содержания картин. К примеру, «В объятиях Арктики», «Белое безмолвие», «Накрахмаленная тундра».

Н. П. Лой полон творческих сил и энергии. Не уменьшая значения. Выставки, ее эстетической воспитательной роли, пожелаем художнику — пусть его картины, станут энциклопедией мужества, воли и героического труда покорителей сурового северного края.

Р. СМОЛОВА

#ндхш_лой

#юбилей_ндхш

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Год семьи

домик

СП

Адрес учреждения

663319, Российская Федерация,
Красноярский край,
г. Норильск
ул. Комсомольская, д. 52-А
Телефон: 8 (3919) 463025,
Факс: (3919) 46-30-27
E-mail: art-norilsk@mail.ru

20180215_192747

аккаунты_2

Календарь


« Апрель 2024 »
Mo Tu We Th Fr Sa Su
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

 

Посетителей онлайн – 2253:
Пользователей – 77
Гостей – 2176

Максимальное количество посещений – 2023-09-17:
Всего посетителей – 23769:
Пользователей – 54
Гостей – 23715

Link1 | Link2 | Link3

Copyright © 2024. All Rights Reserved.

Verification: 6abcf918005b655ac10f4db980e3d5d2